Тучи стянули небо, закрыв солнечный диск. Благодатная долина закрылась большой, всепоглощающей тенью. Вдали послышались гулкие раскаты грома. Небольшой улус собрался вокруг одной юрты. Там умирал молодой шаман. В юрте сидели старики, горестно кряхтя и тихо переговариваясь между собой. Шаман, получив удар от враждебного рода, говорил перед смертью: - Я умираю. Но я встану через три дня. Повелеваю вам не хоронить меня это время. Старейшины начали возбужденно перешептываться. Выйдя из юрты, поднялся нешуточный спор. - Нужно хоронить. Так велит обычай! - Но шаман сказал не хоронить? - Шаман молод. Нужно соблюсти волю предков! - Шаман привел нас на эту землю! В споре победили те, что наиболее ревностно выступали за законы старины. Через трое суток начались похороны. Но что такое – шаман встал, обратившись к людям со словами: - Я просил вас не хоронить меня до указанного срока. Если я встану сейчас – всем людям вашего рода и этой долины будет худо. Старейшины взмолились: - Спи! Просим тебя всем родом! Мы станем почитать тебя Хранителем рода нашего… Заяном станешь! Три столетия прошло с тех пор и множество поколений людей сменилось… Шаман, покоясь на вершине горы, хранил род. Гору почитали все жители долины, от отрока, до старика. В детстве Витю на летние каникулы отправляли в деревню в соседнюю область, к бабушке, к многочисленным дядям и тетям. Он не возражал. Там было много интересного: братья, сестры его возраста, несколько приятелей из местных, речка, леса, горы и луга, где непослушная детвора придумывала разные детские забавы. Часто катались на велосипедах, колеся окрестности. В этот раз Витя поехал кататься один. У всех нашлись какие-то дела – мало ли забот у сельских детей по дому? Он решил проехать в соседний лес, туда, где росли деревья черемухи. Давно договаривались туда поехать. Но не сложилось. Вдоль лесной еле заметной дороги рос хвойный лес, перемежаясь с березовыми чащами. Высокие сосны успокаивающе гудели над головой. Пахло какими-то травами, среди которых четко различался резкий запах багульника и стойкий аромат земляники. Витя с малых лет знал, что эти земли раньше принадлежали его предкам. О том неустанно говорили старшие сородичи. Была в тех речах и похвальба, и гордость, и даже немного тщеславия. Потому ехать одному по лесной тропинке было не только не страшно, но и приятно. Щебет лесных птах, перестук дятла, разноцветье трав и цветов – все располагало к душевному покою и ощущению благостности. Позже, повзрослев, он часто с легкой грустью вспоминал то ощущение. Сейчас же Вите 11 лет. И его ждет черемуха. Проехав несколько километров, он понял, что где-то напутал с дорогой и свернул не в ту сторону. Тихо ругнувшись, он решил срезать через березовую чащу и выехать напрямик. Но, спустя полчаса езды, выехал не к черемухе, а на странную поляну. Густая, высокая трава, посередине поляны стоят деревья. А на деревьях какое-то сооружение. Ко всему прочему, появилось ощущение беспомощности, доли страха или благоговения перед этими деревьями. Некий священный трепет зародился где-то в спине и начал холодить грудь. Витя, не медля, поспешил убраться с этого места. Приехав в поселок, Витя сразу пристал к бабушке с расспросами, за что был тут же отруган, что для бабушки было не характерно. Впредь ему строго-настрого было велено и близко не приближаться к этому месту. Самый младший внук рос в неге, во вседозволенности. Его баловали, холили и лелеяли. Потому, как только первый приступ обиды прошел, Витя снова пристал с расспросами. В старину именитых шаманов хоронили несколько необычным способом. Воздушное захоронение называется аранга. Аранга представляет собой деревянный помост из жердей; чем выше аранга – тем больший почет оказывается умершему. Древние аранга устраивали в лесу – там срубалось два подходящих дерева на должной высоте (но не менее полутора метров), а гроб вырубался прямо в цельном стволе и ставился на поперечины. По сей день можно встретить такие захоронения в самых дальних уголках Восточной Сибири. На той поляне, где побывал Витя, был захоронен Хранитель их рода, великий шаман Махунэ-убгэн. Так поведала бабушка, в рассказе своем переходя на шепот. Витя выслушал и пообещал больше туда не кататься. А вскоре он забыл об этом случае. До поры. Пока ему не исполнилось тридцать лет. · В Горхоне, неподалеку от Обусы в Осинском районе, есть столб, где воздается должное великому шаману Махунэ. Есть предание: в молодости Махунэ был охоч до девиц и часто ездил на коне по соседним улусам. В улусе Сахилгатан мать одной из молодушек невзлюбила шамана и решила навредить ему. С этой целью вывесила над входом в юрту грязную, срамную кошму, которая должна была обессилить молодого шамана. Так и случилось: едва только Бахунэ вышел из юрты, почувствовал слабость и закачался. Сел на коня, но у подножия горы в окрестностях Обусы упал и лежал в беспамятстве. И, наверное, умер бы, но, на его счастье, мимо ехал старый шаман. Заметив брошенного коня, остановился и очистил Махунэ от проклятия. "Уезжай и не оборачивайся", - сказал он Махунэ. Тот поскакал галопом, но не удержался и обернулся. От его взгляда в Сахилгатане разыгралась буря - полетели крыши, деревья. И вскоре от улуса ничего не осталось. Шаман обладал великой силой. Однажды летом, переезжая на жительство в Аларь (где позже и умер), он усилием воли наладил на Ангаре ледовую переправу. Переехал - и лед тут же растаял. Жил Махунэ примерно в XVII веке. · Аларские буряты рассказывают о своём шамане Махунай, который, обладал, по их словам, способностью передвигаться на своих санях без лошади. Когда власти Иркутска хотели запретить занятия шаманством, то всем шаманам было сказано собраться вместе. Они должны были продемонстрировать свои силы. Махунай приказал навозить 70 возов сена, сел в середину со своим волшебным барабаном и велел разложить костер. Когда сено сгорело всё без остатка, Махунай поднялся невредимым из пепла. После этого власти позволили шаманам продолжать заниматься своей деятельностью. Вите снился сон. Он находится на цветущей поляне. На той поляне. Из далекого детства. Рядом, скрестив по турецки ноги, сидит человек. В одежде из светлой кожи. Маска из светлой кожи. Наручи с большими когтями. От него идет странная энергия. Он живой. Он мыслит, говорит. Сознание его выше Витиного. Но в то же время от него идет мертвая энергетика. Витя понимает, что этот человек мертв. И жив в то же время. Вите страшно. Человек рассказывает о минувшем времени. Когда его почитали как Хранителя рода. Как он привел часть Витиного рода на землю, где нет вражды. Каким был быт в его время. И как измельчали люди во время Вити. Забыли, откуда они произошли. Забыли традиции, историю, своих предков. Забыли, кто они есть. И что ждет следующее поколение? Небытие. Следующее поколение растворится в других народах. Тот, кто не знает прошлого, не имеет будущего. В холодном поту Витя вскочил с постели. Он знал, кто приходил к нему во сне. Знал Его имя. Почему именно к нему… Неважно. Витя поспешно стал собирать сумку. Непременно нужно ехать туда. Сейчас. Сию же минуту отправляться в путь. Сосны шумят о незыблемом, о вечном. Листья берез вторят неповторимым своим шепотом. Дух багульника и земляники все так же витает в лесу, как сотни лет назад. Радует глаз цветы тысячелистника и чабреца. Лишь сараны, дикой лилии, да жарков не хватает для воссоздания картины далекого детства. Вот и знакомая поляна. - Я пришел, Заарин.

Теги других блогов: гора шаман легенда